Автоспорт

Авторынок вышел из комы: Что дальше?

Украинский автобизнес вышел из кризисной комы, но с таким же успехом может в нее и вернуться. Государство одной рукой пытается додавить рынок, а другой – помочь ему вырасти. Что же из этого выйдет?
В июне в Украине было продано рекордное количество новых автомобилей – 14,17 тыс., что на 22% больше, чем в мае, и на 24% – чем годом ранее. Интересно, что весеннее оживление автопродаж началось с премиум-сегмента, который практически не зависит от банковского кредитования. Возможно, это было вызвано вероятным введением налога на дорогие авто.
Продажи растут, производство падает?
В целом по итогам I полугодия-2010 было продано на 18,4% меньше автомобилей (67,36 тыс.), чем в прошлом году.
Между тем, по данным ассоциации "УкрАвтоПром", производство легковых автомобилей в Украине в I полугодии сократилось на 25,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го – до 27,25 тыс. штук. Хотя производство автобусов и грузовых автомобилей в Украине в январе-июне увеличилось в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года – до 1114 штук и в 2,7 раза – до 2624 штук соответственно. Напомним, что по данным ассоциации, в 2009 году производство легковушек в Украине сократилось на 83,6% по сравнению с 2008 годом – до 65,7 тыс. штук.
В росте продаж и падении производства, кажет, нет ничего cтранного. Не все, что продается в Украине производится здесь же, да и между фактом производства и продажи порой проходит немалое время, необходимое, чтобы потенциальный автовладелец решился таки на покупку. Кроме того, конъюнктура на рынке продаж и производства зачастую отличается. Пока банки пытаются удешевить автокредиты, по производителям может ударить повышение цены на металл.
В этой связи единственным реальным путем работы на украинском рынке является узловая сборкамашин. По мере выхода мировой и украинской экономики из кризиса, в Украине возможен постепенный переход производителей с крупно-узловой сборки на мелко-узловую. Пошлины на автомобильные комплектующие, используемые в крупно-узловой сборке, составляют 3-5%, а для мелкоузловой (пока) не облагаются вообще.
Сдерживающими факторами при этом являются: необходимость значительных капвложений, рост заинтересованности дилеров в импорте новых иномарок, а также нестабильность отраслевого законодательства, связанного с регулированием импортных пошлин, правил ввоза автомобилей и комплектующих, условий и льгот при производстве авто и т. д.
Спасение утопающих
Между тем, по оценкам участников рынка, способствуют продажам новых авто и увеличение банковского кредитования и, как следствие, снижение процентных ставок. Уже сейчас у отдельных операторов процент кредитных продаж достигает 10%, хотя еще полгода назад не превышал и 3%.
В силу отсутствия реальной госпомощи авторынку, он спасает себя сам различными совместными программы импортеров и банков, при которых дистрибьюторы компенсируют банкам cнижение ставок. Формирование кредитных предложений – это временное решение, а не выход из ситуации, т. к. заработок на авто сейчас минимальный, старые запасы уже иссякли, и сейчас наблюдаются тенденции изменения кредитных условий (например, вместо самого привлекательного 0% на 3 года, предлагаются кредитные программы с 0% на 2 или на 1 год).
Кроме того, операторы авторынка могут сами предложить альтернативы банковскому кредитованию. Этими инструментами могут стать кредитование или лизинг через собственные финансовые учреждениями, внедрение системы trade-in (система взаимозачета, при которой стоимость старого автомобиля принимается как частичный взнос за новый) и т. д.
В условиях кризиса наблюдалось частичное перемещение спроса и предпочтений покупателей в сторону более низкого ценового сегмента: увеличились продажи б/у автомобилей, ВАЗ, иномарок 2008 года выпуска, что связано с осуществлением операторами рынка распродаж складских запасов, которые, однако, уже давно подходят к концу.
Мифическая господдержка
Несмотря на определенное улучшение макроэкономической ситуации, а также осторожный рост автопродаж, операторы рынка сравнительно негативно оценивают его перспективы авторынка. По осторожным оценкам, падение составит 7-10% к уровню 2009 г. Таким образом, ожидаемый объем продаж на авторынке Украины в 2010 г. - 150 тыс. автомобилей в год, что соответствует уровню 2003 года. Только при стабильной ситуации с 2011 г. возможно оживление авторынка с ежегодным приростом не более 8-10%.
Между тем, рост автопродаж напрямую зависит от повышения благосостояния населения и экономической стабильности. Хотя по данным Госкомстата, по итогам I-го квартала 2010 г. доходы населения в Украине выросли на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, но это не отражает реальной ситуации. Большинство украинских зарплат пока находятся в тени (минимум 35-50%), и именно с них приобретаются практически все авто в Украине.
Новая власть, как и прежняя, пока не нашла средств даже для компенсации цены выкупа новых авто, зато "наскребла" несколько миллиардов гривен для закупки муниципального транспорта ЛАЗа. Прочих мер поддержки - снижения налоговой нагрузки для автопроизводителей, увеличения доступности долгосрочных банковских кредитов, осуществление государственных заказов и т. д.- предпринято практически не было.
Ситуацию на рынке могли бы несущественно изменить западные автоконцерны, которые, впрочем, пока не построили в Украине ни одного автозавода. Главная привлекательность страны для иностранных игроков состоит в объеме рынка. В докризисное время, когда в 2007-2008 гг. Украина вышла на 7-е место в Европе по объему рынка новых автомобилей (для рентабельного строительства автозавода необходимо, чтобы объемы продаж производимых им марок были не меньше 50-100 тыс. авто в год), т. е, перспективы, безусловно, были, но наше государство ими не воспользовалось. Россия же, напротив, смогла привлечь инвестиции ряда мировых автобрендов.
Сегодня, когда авторынок Украины рухнул с 7-го на 20-е место в Европе, перспективы расширения автосборки в Украине отсутствуют как в кратко-, так и в среднесрочной перспективах — ведь переизбыток производственных мощностей сегодня наблюдается во всем мире.
К плюсам можно отнести намерения Минпромполитики, которое обратилось в Минфин с предложением о выделении 800 млн. грн. (путем увеличения уставного фонда "Ощадбанка") для снижения кредитных ставок при покупке автомобилей (если их стоимость не превышает 120 тыс. грн., скидка составит 50% от уровня учетной ставки НБУ), произведенных в Украине, а также о предоставлении приоритетов отечественной продукции при проведении тендеров министерствами.
Но, если организационные моменты (приоритет отечественной продукции на тендерах) еще может быть принят, то предоставление поддержки населению при покупке украинских автомобилей (о чем уже говорилось выше) – скорее из разряда фантастики. В бюджете на это нет средств. Равно как и лоббистских усилий Кабмина вряд ли хватит для поддержки автопрома на внешних рынках...
Похожие объявления / новости

Тюнинг автомобилей

Volga Siber Жить в Сибири
Успешно выдержав испытание «60 часов» «За рулем» и накрутив 10 442 км, «Сайбер» перешел в режим повседневной…
Volvo V50. - НОВЫЙ "ВОЛЬВО" ДЛЯ СТАРОГО СВЕТА
МОДИФИКАЦИЯ: Volvo V50 Любопытная штука маркетинг. Новый «Volvo S40» показали миру минувшей осенью на автосалоне во…
Honda Legend. Легенда о старом
Никто не станет спорить с тем, что у компании Honda получаются совершенно замечательные спортивные машины: конструкторы…
Mazda Mazda 2. Легкие
Иногда для того, чтобы двигаться вперед, нужно делать шаги назад. Главное, чтобы шаги эти были правильными. Сегодня…
Porsche 911. - 911. Спасите наши души
Какие ассоциации у вас вызывает слово Porsche? Правильно. Какие тут еще могут быть ассоциации? Это -- Автомобиль. Все…
Volkswagen Tiguan. Volkswagen Tiguan - идеальный кроссовер?
С новым компактным кроссовером VW Tiguan мы познакомились в Венгрии. На нашем рынке он появится только весной, так что…